Курс: нал.: 26.20, б/н: 26.20
В моей корзине 0 товаров
на сумму 0,00 грн.
Добро пожаловать в интернет-магазин IT-TRADE!

График работы Пн-Птн с 9 до 19, Сб с 11 до 15. Наш телефон (044) 332-64-82

Каталог
Хиты продаж
Облако тегов
Статьи
Учимся подбирать обьективы

-Что, уважаемый, Вы хотите снимать?
- Моя цель – Портрет!
(...можно услышать – «Ландшафт», «съёмка Интерьера для журнала», «фотосъёмка Спортивных Танцев»).
А бывает ответ другой:
- Хочу научиться портретной съёмке; попробовать себя в макрофотографии…

Чувствуете разницу? Это - несколько тысяч долларов…


От деталей - много чего зависит:
- Первому мы предложим оптику профессиональную и камеру не ниже полупрофессиональной.
- Второму – что-то значительно более демократичное и впятеро дешевле.
например, расхожие слова «профессиональный» и «полупрофессиональный», употребляемые к месту, не к месту и где ни попадя могут увеличить цену в разы.

- Так что-есть-что и почему?

Перво-наперво разберёмся со сложными и часто-путаемыми "характеристиками использования":

Профессиональная аппаратура – создана для работы и зарабатывания денег. Её признаки:

- Литые корпуса с герметизацией (пыле- и влагозащита), ударо- и виброзащитой;
- ремонтопригодность и блочность конструкции, возможность тонкой настройки, само- и сервисного тестирования;
- максимальный ресурс с возможностью надстройки как железа, так и программного обеспечения;
- особые царапинозатягивающие покрытия корпуса, нескользящие обрезинки с отличающимися тактильными ощущениями;
- разнообразное, сверхнадёжное и долговременное многоцикловое термо-стойкое питание с низким энергопотреблением;
- скоростные механизмы с минимумом вибраций, малым весом, с высокой стоимостью материалов и технологий;
- системная интегрированность/настраиваемость/множественность конфигурации (видоискатели, фокусировочные экраны, диоптрические - наглазники, модули связи и питания…) для работы в разных сложных ситуациях, недоступных и необычных для «неаккредитованых» пользователей;
-масштабируемые и настраиваемые меню с пользовательскими настройками;
- консервативная «семейная наследственность» системы, наглядность управления и рабочих режимов, возможность управления « на ощупь»;
-особый профессиональный хват/стиль удержания аппаратуры при съёмке;
- деление на основную аппаратуру и технику репортажной про-поддержки (95-98% поля зрения в видоискателе) рядом с максимально насыщенными топовыми (100% поля зрения в видоискателе); жёсткая философия отношений с Профессионалом: «Не мешать Мастеру!».

Полупрофессиональная аппаратура – создана для любителей высокого класса,

иногда (!) зарабатывающих упрощённой аппаратурой: в противном случае «Полупро» – это много за малые деньги, но не нАдолго.
Подобная техника отличается высокой функциональной насыщенностью и любительским ресурсом;
- штампованные модульные упрощённые корпуса с профессиональной эргономикой и - любительскими конструктивными материалами;
- меньшая скорость, тем не менее - достаточная для решения задач опытными пользователями;
- популярные виды электропитания, дружественные – партнёрские взаимоотношения с пользователем через простые настройки и любительские съёмочные режимы;
- менее дорогие запасные и расходные части с крупноузловой заменой при ремонте,
- влаго- пылезащита минимального уровня – присутствует;
- подготовленность для работы как с любительскими, так и с про-принадлежностями;
Обязательны качественные элементы оптики камеры – пентапризма (92-95% поля зрения), возможно – сменные фокусировочные экраны.

Любительская аппаратура – создана для получения удовольствия,

- малый ресурс, компактность, элементарность управления;
- популярные и внешне-эффектные методы отображения простых и дружественных пользователю настроек;
- дешёвое энергозависимое питание;
- малая ремонтопригодность и малое время до выпуска следующей модификации, - упрощённая демонстрация результатов с ориентацией на прямой вывод; Работать ЭТИМ - можно, но месяца два-три: в сервисе Вам напомнят строчку из инструкции о любительском назначении аппаратуры...
несовместимость со сложными профессиональными устройствами и технологиями.

Теперь настала пора разобрать "наименования групп оптики":
типы объективов малоформатной (24х36мм, тип 135) фотографии.

Примечание 1: приверженцам иных плёночных форматов и цифровой техники с другими размерами кадра придётся вводить коэффициент (кроп-фактор) для пересчёта.
Примечание 2: большая часть упоминаемых ниже объективов относится к группе фикс-фокальных или моно-фокусных (т.е. имеющих одно фокусное расстояние), зум-объективы (т.е. ОПФ – объективы с переменным фокусным расстоянием) упоминаются далее из соображений большей практической ясности объяснений.

Широкоугольные

Самые простые и массовые широкоугольники - 35мм, их диагональный охват – 65-68 градусов. Некоторые фотографы даже не замечают, что это – широкоугольник.
Самые светосильные достигают значения F:1,4, наиболее массовые – F:2,8, самые простые и дешёвые – F:3,5. Оптические схемы и конструкция могут быть весьма сложными и конструктивно-сверхсовременными, благодаря им достигается максимальное качество … и цена.
Pentax SMC FA 31/1.8 AL [ED] Limited и SMC FA 35/2 AL, Canon EF 35/1.4 L USM добыть сложнее, чем заработать на них деньги.

28мм – объективы, укладывающие 75 градусов поля зрения в диагональ кадра. Среди них всех существует пара лидирующих по качеству: Canon EF 28/1.8 USM и Nikon AF-Nikkor 28/1.4D.

24мм – сложное фокусное расстояние из-за большого – 85-градусного угла. Искажения оказываются весьма велики и с ними редко удаётся справиться. Свободные от искажений, виньетирования и дисбалансов объективы ценятся на вес золота: Pentax SMC FA 24/2 AL [IF], Canon EF 24/1.4 L USM, Nikon Ai-s Nikkor 24/2 никогда не были массовыми. Но именно на их результаты надобно равняться. Уникален объектив Sigma 24/1.8 EX DG ASPHERICAL MACRO, способный (при относительно высоком качестве) с 18см снимать объект размером 6х8см.

Сделать плохо 20мм сверх-широкоугольник – надо очень постараться. Но некоторым – удаётся. При 90-96 градусах поля зрения подушкообразные искажения (дисторсия), виньетирование, дисбаланс яркостей и цветовые искажения трудно убрать или уменьшить. Но их можно сделать «приятными глазу». Особой светосилы не требуют – 20мм имеет большую глубину резкости и при открытой диафрагме, но для работы диафрагму всегда «зажимают» до значений в 8-16.

100-градусные 17 или 18 миллиметровые объективы встречаются редко, но хороши даже те, что выпускаются не-Гранд-производителями. При этом их изображение не отличается какими либо особо-художественными качествами. Просто хорошая оптика.

114-120 градусов могут «нарисовать» объективы 12, 13, 14 или 15мм. Сегодня встречаются 14мм, другие ушли в историю. Идеальны для архитектуры, ландшафтов и интерьера потому, что изображение – выправленное, с параллельными вертикалями и такими же горизонталями, искажения «загнаны» в диагонали кадра. Требуют напряжённой работы со штатива и с уровнем. Создают ощущение простора и перспективы даже там, где их, может быть, и нет.

180 градусов могут быть отображены в кадре двумя способами.
Первый – циркулярное изображение: вписанная в кадр окружность. Искажение представляет собой точное соответствие «рыбьему взгляду на жизнь» и потому называется Рыбий Глаз (Fish Eye). Такое изображение создают объективы с фокусным расстоянием от 6 до 12мм. Технологический лидер – объектив Nikon Ai Nikkor 6/2.8. Современное программное обеспечение научилось «разворачивать» изображение!
Второй вариант – ректангулярный (прямой), у которого все 180 градусов вписаны в диагональ кадра. Искажения и в этом случае велики. Однако, в них есть своя художественная прелесть, а ПО способно интерпретировать изображение парой способов до уровня чистого, неискажённого оригинала. Абсолютное большинство таких объективов имеют фокусное расстояние в 16мм.
Легенды говорят о циркулярных объективах с 220-градусным (!) полем зрения, но если таковые и строились – то лишь единично.


Стандарт

Как правило, это объектив, соответствующие естественному увеличению изображения в 1D, т.е. - с 45-ю градусами по диагонали кадра.
В реальности цифры несколько отличаются:
при диагонали кадра 24х36мм длиной в 43мм «полтинники» могут иметь от 38 до 60мм фокусного расстояния и углы поля зрения от 68 до 40град.
На многих плёночных компактах от «Смены» до “Leica Minilux/CM” стоят 40мм-e объективы – проверенные временем триплеты доросли до сложнейших современных оптических схем. Реальное фокусное расстояние большинства полтинников, на которых написано «50мм» может варьировать от 51 до 58мм.

"Чистый полтинник" сегодня массово заменён среднедиапазонными зумами типа 28-80мм, потому именно полтинниками пользуются единицы. Удивительно хорош Nikon AF-Nikkor 50/1.8D, традиционно не плохо себя показывают Pentax SMC-FA 50/1.4 и наследник славы Minolta - Sony SAL-50F14. Сумасшедшие результаты показал не-автофокусный Carl ZEISS Planar Z.. 50/1.4 - он выпускается с байонетами Nikon (ZF), Sony-Minolta (ZA), Pentax (ZK) и с резьбой М42 (ZS).

Встречаются фотографы, которые в качестве стандартных используют современные широкоугольники:
Pentax SMC FA 31/1.8 AL [ED] Limited, Nikon AF-Nikkor 28/1.4D,
Canon EF 24/1.4 L USM, EF 35/1.4 L USM и EF 28/1.8 USM.

Их геометрия столь совершенна, что для многих фотографов их «картинка» воспринимается совершенно естествененой. Резкость и цветонасыщеннось столь великолепны, что появилась категория фотографов 12-го уровня с широкоугольником (а не полтинником) на камере. С другой стороны – существует пример Pentax SMC FA 77/1.8 Limited, наиболее длиннофокусного из используемых в качестве стандартного.

Особо отметим используемые в качеств стандартных современные 50-70мм макрообъективы. Пусть они и не высокосветосильны, но по качеству замечательны. Как и большинство профессиональных зумов, они сегодня отличаются переменными характеристиками: ближе метра – жестки и контрастны, как и положено быть настоящим «макрушникам», а далее 2 метров становятся универсальны по рисунку. К этой подгруппе
относятся Pentax D-FA 50/2.8 Macro, Nikon AF-Nikkor 60/2.8D Micro,
Canon EF 50 mm f/2.5 Compact Macro, Carl Zeiss ZF 50/2.0 Macro
и Sigma 70/2.8 EX DG Macro.
К этой же группе следует отнести кроп-факторный (2x) цифровой макрообъектив Olympus Zuiko Digital 35/3.5 Makro и, может быть, подобный объектив от Pentax - smc DA 35/2,8 Macro Limited и Tokina ATX-M 35 pro DX.


Макро

Макорежим появляется в тот момент, когда ваш объектив оказывается способен передать на «плоскость фотматериала» изображение втрое большей площади, нежели сам размер кадра. Т.е. для кадра 24х36мм это 72х108мм. Всё, что крупнее – и до масштаба 10:1 (т.е. съёмочная площадь – 2,4х3,6мм) – это Макро.

Чтобы оторваться от возможной путаницы в названиях Макро и Микро – сначала закроем тему о Микро.

Большие увеличения (15:1 – 3000:1) назваются «Микро» и получаются при использовании специальной техники. Настоящая микро-фотография - это две группы работ:
- съёмка микроскопными объективами, установленными через микроадаптерное кольцо на фотографические меха или удлинительные макрокольца или
- работа с фотомикроскопом и микрообъективами на стандартных микроскопных креплениях для получения сверх-разрешений и сверх-увеличений. Как правило применяются в биологии, лабораторной геологии и металлургии, в фотолитографии и полиграфии. Уникальная особенность – «темнопольная» съёмка, когда свет подаётся к объекту через объектив или через встроенные в оправу объектива зеркала.
Кроме того, существовали у Nikon-a и Olympus-a особые фотолитографические и полиграфические объективы-монстры от 20 до 180мм с разрешениями до 1000 пар лин/мм.
Ими изображение у м е н ь ш а л о с ь для изготовления компьютерных плат и микротекстов. Но фотографы быстренько нашли им «альтернативное», художественно-прикладное применение. http://homepage2.nifty.com/akiyanroom/redbook-e/index.html.
Ныне «Micro» - фирменное наименование макрообъективов Nikkor компании Nikon, доставшееся по наследству от фотолитографических «Гигантов».

Стандартный макрообъектив (50-70мм) изначально был среднедиапазонным полтинником с малым минимальным расстоянием фокусировки. Постепенное внедрение перевёрнутой схемы, плавающих элементов и 10-15%-ой прибавки фокусного расстояния сформировали современную группу стандартной макрооптики.

Длиннофокусный макрообъектив (90-150мм) наиболее употребим, т.к. для получения того же масштаба нет нужды подбираться к объекту на пугающе малое расстояние.
Длиннофокусные специальные макрообъективы так же нередко строят по перевернутой схеме. Это тот случай, когда внедрение современных технологий (оптической стабилизации и скоростной фокусировки с групповым динамическим слежением) действительно полезны.
Недавно появившийся объектив Nikon AF-S N VR Micro Nikkor 105/2.8G ED является средоточием всех мечт фотографов – только вот диафрагменного кольца на нём уже нет и это лимитирует его использование на механических камерах прежних лет. Но на них не работали бы стабилизатор и высокоскоростное слежение за быстродвижущимся объектом.

Макротелеобъективы (180-200мм), как правило, можно использовать для решения не только макрозадач. Эти дорогие, сложные и тяжёлые оптические системы – к тому же ещё и очень редки. Их оптическое разрешение – рекордное в обычной фотографии – до 450 л/мм.

Для точного наведения тяжёлым макрообъективом на резкость по необходимой точке используются однолинейные и 2d-позиционеры с микросдвигом, перемещающие на штативной головке всю съёмочную систему. Обеспечение правильного освещения берёт на себя система из модульных софт-боксов, в которых идёт съёмка и осветителей. Свет могут подавать импульсные кольцевые или «многоглазые» вспышки или светодиодные кольцевые осветители. Известны 2-3 объектива, в оправу которых, вокруг оптической системы, были встроены импульсные источники – все такие конструкции применялись в стоматологии и дерматологии.

Среди зумов известны буквально два-три - действительно правильно работающих в макро-режиме.
Зум в макро имеет большой плюс - при недвижимом положении фокуса, точные границы кадра двигаются кольцом ПФ. У остальных зумов при макро- проблемы даже не складываются, а умножаются друг на друга.
…Не каждый объектив способен адекватно работать в макро-режиме. Даже если на корпусе красуется «цветочек» или надпись «макро», а конструкция оправы позволяет выдвинуть оптические элементы настолько, что резкое изображение получается на расстоянии до объекта в 30см.

ПРАВИЛО макросъёмки:
для получения увеличения 1:1 объектив в 50мм нужно выдвинуть
от камеры к объекту на те же 50мм.
Цифры можно заменять – обе сразу, и масштаб останется тем же. Выдвижение достигается установкой набора макро-колец, меха или геликоидного тубуса.
Расстояние от передней линзы до объекта резко уменьшится. При попытке выдвинуть 20мм-й объектив на 20мм мы вынуждены будем, в лучшем случае, наклеить листик или муравьишку прямо на переднюю линзу…

Но это – не последняя проблема.
Резко усилится светорассеяние при выдвижении объектива, упадёт контраст, резкость перестанет ловиться даже вручную, а про автофокус придётся забыть совсем. Точность замера экспозиции сенсорами камеры упадёт в десяток раз. В зависимости от оптической схемы объектива могут появиться области с резкими дисбалансами яркостей.

Многие фотографы вспомнят макролинзу в качестве альтернативы макрокольцам. Но она даёт неравномерную резкость по полю кадра, искажает цвета и виньетирует изображение. Решающие и эти задачи ахроматические или апохроматические многолинзовые макронасадки увесисты, очень дороги и ещё более – редки. А масштаб? Получим чуть крупнее 1:1, но - на любом типе объектива.

На малых расстояниях до объекта происходит серия оптических казусов неприятного свойства. Фокусное расстояние перестает соответствать указанному на оправе номиналу и нелинейно меняется при работе шкалой фокусировки.
Это частично объясняет причину необходимости фокусировки корпусом фотографа; - вторая причина в несовершенстве неспециализированных фокусировочных систем. У настоящего, специализированного макрообъектива, кольцо наводки на резкость способно и на 720 градусов поворачиваться, позволяя поймать в резкость 3-й или 5-й волосок на чьем-то носу. Современные AF-объективы дошли до того, что диапазон вращения фокусировочного кольца оправы от бесконечности до минимального расстояния может составлять всего 30 град. - Это ради скорости фокусировки, точность же будет обеспечивать электроника по собственному, програмному разумению.

На минимальном расстоянии и при максимальном увеличении не-макро-объектив работает в неестественных для себя условиях: в норме перед передней линзой расстояние до объекта исчисляется метрами и десятками метров. А расстояние от задней линзы до плоскости "фотоматериала" (рабочий отрезок) - несколько десятков миллиметров. В макро-режиме расстояние от передней линзы до объекта зачастую оказывается меньше рабочего отрезка. Появляются цветоискажения, дисбалансы яркостей и контраста.
Выход известен в классической фотографии очень давно - перевернуть объектив. Хвостовиком - к лесу задом, к камере передом. Оптическая коллизия вместе со всеми недостатками исчезнет. Собственно, стандартного диапазона макрообъективы так и строят, по перевёрнутой схеме.
Можно повернуть и 24мм объектив – получим от 2:1 до 1:0,8 в зависимости от положения шкалы расстояний. Но объективы-перевёртышы должны иметь ручное управление диафрагмой и, желательно, ручную фокусировку. Впрочем, существуют адаптеры NovoFlex: пара тонких макро колец, соединённых витым кабелем, по которому передаётся на контакты управляющий сигнал с камеры на объектив – перевёрнутый или выдвинутый на мехе. Раньше существовали адаптеры для двойного тросика, нажимавшие на диафрагменный рычаг в оправе объектива. Даже не знаю, что из них более редкое…
Уникален объектив Sigma 24/1.8 EX DG ASPHERICAL MACRO, способный (при относительно высоком качестве) с 18см снимать объект размером 65х95мм.


Портрет

портретный объектив зафиксировался в изначальной истории фотографии как цейсовские 85мм.
Считаем - 2 диагонали кадра. Со светосилой F:1.4 такой объектив есть у многих производителей в гамме (и все они – замечательные), а вот 85/1.2 встречается только у Carl Zeiss (Planar 85/1.2 AE/MM) и Canon (- со времён серии FD). У Canon есть ещё Canon EF 50/1.2 L USM, который на кроп-камерах так же превращается в 85мм… Характер - романтический портрет с некоторым оттенком стервозности (у Canon - вызывает агрессивную творческую рефлексию).
По тому же пути пошёл и Pentax - новый smc DA 55/1.4 SDM есть переработка «под кропнутую цифру» знаменитого Pentax smc FA 85/1.4 (IF).
Чем выше относительное отверстие - тем сложнее работать, выше светорассеивание, размыв фона (бокЕ -яп. термин), чётче "отрыв" объекта от фона. Объективы 85/1,8 – 85/2,0 много более популярны и менее пафосны, разницу в качестве результата ощутит только специалист, а затраты (да и физический размер) много меньше.
Некоторые производители органически не принимали цейсовского стандарта: у Leica и Olympus OM портретными служат 80 и 90мм -е объективы соответственно, а у Pentax современной портретной классикой является SMC FA 77/1.8 Limited.

Примечание 1: "Светосила" объектива характеризуется его относительным отверстием, которое индицируется значением максимально открытой диафрагмы.

ПРАВИЛО рассчёта относительного отверстия: (не работает на широкоугольных и зум-объективах!)
фокусное расстояние объектива разделить на диаметр передней линзы - получим зачение F:D.
Пример: объектив с фокусным расстоянием F=50мм имеет диаметр передней линзы 20мм - его светосила F:2,5 или 50/2,5.
Проблема в том, что F может быть приближённым (до +/- 10%F), а диаметр передней линзы может быть "не ведущим" параметром при рассчёте - т.е. правило не всеобще... На зумах оно вообще почти не работает! - Только для ориентации.
Максимальное относительное отверстие играет роль только при портретной съёмке (и то прикрывать приходится "на щелчок-полтора" или при работе в "Availible/Unavailible light" - при наихудших, предельно-возможных условиях. Широкоугольник чаще всего работает на оптимальном значении (т.е. обеспечивающем лучшее изображение) диафрагмы или более закрытом для достижения максимальной глубины резкости, зачастую - гиперфокальной.
Макро-объектив в работе вообще "закрыт" чуть не до упора - и то глубина резкости может составлять 0,05мм!...

...Позже добавилось разнообразия: официальные портреты расцеловывающегося ПБ ЦК КПСС Мусаэльян снимал 105мм-м объективом едва ли не в приказном порядке: так геометрических искажений меньше. Считаем – это 2.5 диагонали кадра. Славу одного из лучших портретных объективов современности - Nikon Ai-S Nikkor 105/2.5 сегодня продолжает Nikon AF-Nikkor 105/2D DC. Объектив Canon EF 100/2 USM один из наиболее скоростных портретных объективов современной фотографии. И даже Калейнар 5Н 100/2.8 - весьма неплох (после хорошей профилактики!).

3 диагонали кадра - 120-125мм редко используются как портретные, но результаты безвременно снятого с производства Voigtlander APO-Lantar SL 125/2.5 Macro заставляют считать его не только гениальным макрообъективом, но и великолепным портретником.

3,5 диагонали - 135мм, цейсовский портретно-репортажный стандарт.
Как правило, для романтичного портрета не подходит - изначально репортажный, жесткий и контрастный рисунок. Однако, Nikon Ai-s Nikkor 135/2 или Canon EF 135/2 L USM способны на очень многое. А Sony оснащена сегодня уникальными Carl Zeiss Sonnar T* SAL 135/1.8 ZA и минольтовским SAL 135/2.8 [T4.5] STF – удивительное наследство!

Наконец - 200мм: 5 диагоналей кадра. Применяются как для репортажного, так и для романтического портрета при котором важно сохранить настроение, атмосферу и личное пространство объекта. У некоторых производителей «200мм» - это жестко фиксированное макро-значение (Nikon, Pentax), в этих случаях «портретники» передвигаются на 180мм. Ах, какие это 180мм! Потрясающие универсалы экстра класса!

Исключением, принадлежащим к этой группе, можно считать некоторые "крайние значения" и специальные случаи: их 3.

Первое и наиболее массовое - "портретный полтинник": хоть и не должно, а существует. В этом случае речь идет о светосиле 2 и более, вплоть до 1,2.
Качественный портретник стандартного диапазона (43-60) - штучная вещь. Суперклассика – это Nikon Ai-s Nikkor NOKT 58/1,2, Leica SUMMILUX-M 50/1.4 ASPH, Leica Summicron-R 50/2.
Из современных очень неплохие – Nikon Ai-s Nikkor 50/1.2 и Nikon AF-Nikkor 50/1.8D.

Второе исключение - использование явных широкоугольников в портретной съёмке. Существ определённые объективы от 24 до 40мм, рисующие без искажений и позволяющие думающему фотографу активно управлять художественными особенностями изображения.
Pentax SMC FA 31/1.8 AL [ED] Limited, SMC FA 24/2 AL [IF], SMC FA 35/2 AL;
Canon EF 24/1.4 L USM, EF 35/1.4 L USM и EF 28/1.8 USM;
Nikon AF-Nikkor 28/1.4D, Ai-s Nikkor 24/2, 24/2.8, 28/2, 28/2.8, 35/2 и 35/2,8

– все они для кого-то могут оказаться замечательными инструментами портретной (!) работы.

3-е исключение - длиннофокусные портретники и использование макрообъективов с портретными светофильтрами, смягчающими изображение в нужной степени.
Смягчение, в данном случае, равносильно управляемому ухудшению изображения – это рискованная операция, для которой полезно иметь точку отсчёта. Работа с 300-800мм объективом – великолепный путь для создания для портрета дистанционного, романтического или официального, с 5-8м от объекта. Не нарушая личного пространства.
Собственно смягчающие объективы - в разделе специальной оптики.

Важно отметить особенность профессиональных зумов диапазона 70-200мм:
в относительно короткофокусном диапазоне 70-110мм и на относительно длиннофокусном - 180-200мм характер изображения мягкий, малоконтрастный, а в середине (110-180мм) - резкий с жестким контрастом. Подобный фокус существует и у некоторых макрообъективов: на расстоянии менее 1-1,5м изображение соответствует специальной задаче, в портретной зоне в 2-3м - значительно смягчается, а в ландшафтном диапазоне (от 15м до бесконечности) вновь станов резким и контрастным. Таковые особенности характерны, в большей степени, для современных объективов, разработанных методами компьютерного расчета и моделирования.
И это - редкость: у Sigma AF 120-300/2.8 EX IF HSM APO и NIKON AF-S VR 200-400/4G IF-ED изображение не изменяет художественных особенностей во всем диапазоне фокусировки и расстояний.


Телеобъективы делятся на три группы по фокусным расстояниям:

1. Длиннофокусные
- от 1.5-2 диагоналей кадра, от 70мм до 200.

2. Собственно телеобъективы
- от 200 до 500мм.
Но тут вмешивается фактор конструкции: линзовый 500мм – ещё телеобъектив,
а катадиоптрический/зеркально-линзовый МС Рубинар 300/4,5 – супертеле: из-за конструктивных особенностей.

3. Супертелеобъектив
- более 500мм любой конструкции.
Максимум - это уже скорее результат творчества масс: геодезический или астрономческий телескоп, на который через адаптер посажен фотоаппарат. Максимум -?: - в цифровой фотографии возможно получение и 14 тыс. мм...

Длиннофокусный или телеобъектив позволяют работать с рук, но телеобъективу в большинстве случаев необходима серьёзная опора.
Среднесветосильные 300/4 и низкосветосильные 400/5.6 уже просятся на монопод.
Только лучшие стабилизированные образцы при правильном, "оружейном" хвате не доставляют неудобств. Как правило, они оснащены вращающейся вокруг корпуса «крепёжной ногой».
Наиболее габаритные - имеют не привинчивающийся фильтр, а вкладной на специальном держателе. А самые тяжёлые (как и супер-широкоугольники) имеют внутри достаточно объёмного корпуса поворотные турели с набором сменных фильтров!

ПРАВИЛО резкости:
резкость изображения будет обеспечена в том случае, когда выдержка численно не меньше фокусного расстояния.
Т.е. 400мм телеобъективом мы обеспечим резкость на 1/400 доле секунды. Реально - на 1/500. Стабилизация изображения расширит диапазон на 3-4 ступени, как обещают Производители. Т.е. Вместо 1/400 реально снимать на «стабилизированных» 1/125-1/60. С правильным хватом - 1/30.
Стабилизаторы изображения имеют разную конструкцию и программную алгоритмику: некоторые не эффективны и даже вредны при работе на штативе!

ПРАВИЛО стоимости штатива:
- стоимость штатива должна составлять 10% стоимости той системы, которую ему предстоит удержать. Полезно добавить ещё 10% запаса по нагрузке. - Иначе трудно гарантировать не только стабильность, но и сохранность системы.
Всё то же самое можно сказать и о стоимости фильтра относительно стоимости того объектива, который Вы собираетесь им защитить!
Ключевую роль в обеспечении стабильности будет играть не вес объектива, а угол его поля зрения и размер площади кадра. Чем меньше угол, тем сложнее обеспечить неподвижность - даже найти объект съемки сложно без дополнительного гида-прицела; чем больше площадь кадра, тем труднее погасить вибрации... Вот где выигрывают цифровые камеры со стабилизацией и маленькой, "кропнутой" матрицей.

ПРАВИЛО размерно-фокусного соотношения:
50мм объектив с 5 м рисует 2-м-й объект по короткой стороне кадра. Т.е. Баскетболист в рост на фоне здания - поместится.
Поясной портрет – это примерно 1 метр высоты объекта, а «фото на документ» - примерно полметра. Значит и расстояние до объекта будет вдвое и вчетверо меньше.
35мм будет рисовать 2м человека целиком с 3,5м.
500мм - с 50м.
2500мм - с 250м. А "грудной портрет" в метр высотой - с половины того расстояния: со 125м.
При "цифровых" 14 тысячах мм возможно крупно снять документ на листе А4 (25см высоты) с 175 метров. Это вам не охота с карабином...
Понадобится сверхтяжёлый штатив с соответствующей штативной головкой и дополнительный гидирующий объектив – иначе просто не найти объект и не навести резкость.

Зеркально-линзовые (катадиоптрические) объективы были разработаны несколькими Великими Оптиками для астрономических задач. Дмитрий Дмитриевич Максутов в России, в 50-х гг. ХХ века, создал компактную и технологичную схему МТО, применимую и для «большой» астрономии, и для любительской фотографии.
Оптическая схема сложена втрое с помощью зеркал, диафрагма - фиксированная и редко когда может дополнительно уменьшаться:
обычно – F:8 – F:11. Единственная автофокусная зеркально-линзовая разработка - минольтовская, в большинстве др. случаев сенсорам мешает характерное для катадиоптрики центральное затемненное пятно: всё вручную.

Использование в качестве супертелеобъективов зеркально-линзовых телескопов усложняется их низкой светосилой и несопрягаемостью - все только вручную! Понадобится комплект «для наземных наблюдений» с Т-адаптером, снимать придется с астроштатива с компьютерной монтировкой...
Зато качество изображения телескопов со схемой Шмидт-Ричи-Кретьен - великолепно! Мешает только непрозрачность атмосферы с тепловыми потоками… А светосилу можно повысить - в астро-оптике помимо телеконвертеров (линзы Барлоу, удваивают-утраивают фокусное расстояние и во столько же понижают светосилу), существуют и редукторы фокуса. Т.о., телескоп с 7000мм и F:11.5 после 3-кратного редуктора выдаст параметры супертелеобъектива: 2333/3.8. Вес подобной системы – от 80 до 350 кг, а стоимость может превысить 2 миллиона рублей.

Для уменьшения размеров и веса телеобъективов применяются технологии дифракционной и фазовой оптики. В первом случае (Canon DO) от двух до пяти тяжёлых линзовых компонентов заменяются одним «слоёным пирогом» тонких и лёгких линз с линзами Френеля. Во втором – внутри линзы за счёт верного распределения фазовых слоёв внедрённых веществ создаётся псевдо-мульти-линзовый модуль, заменяющий собой несколько компонентов оптической системы. Возможный выигрыш - до половины длины и трети веса!

Специальные объективы

Если быть дотошным, то и сверхширокоугольные «Рыбьи Глаза», и макрообъективы, и зеркально-линзовые длиннофокусники относятся к группе специальных объективов.
Но обычно в эту группу относят совсем уж специализированную оптику:
Наклонно-сдвиговые или перспективные объективы:
- часто их называют так, как читают: «Тилт-анд-Щифт». Попытка вернуть малоформатной камере возможности павильонной, с мехом, обеспечивающим наклоны, подвижки и повороты объектива и плоскости изображения. Результат – выровненные искажения при архитектурной съёмке, небывалые глубины резкости и распределение плоскости резкости при натюрморте или репродукции. Таких объективов три у компании Canon и один – у Nikon/ Canon TS-E 24/3.5 L специализирован на архитектурной и макросъёмке, TS-E 45/2.8 – для репродукционных задач, TS-E 90/2.8 – портретно-объектный и макро 1:2. Отсутствие символа L у последних двух – не означает их меньшего качества.
Nikon PC-Nikkor 85/2.8D Micro подобен TS-E 90, но много более «молод», а потому – ещё более функционален и качественен.
Оптика с вмонтированным центральным затвором:
- позволяет работать со вспышками (с любым типом синхронизации) на всех скоростях встроенного затвора.
«Пинхол»: наследство камеры-обскура, с микро-отверстием вместо объектива.
«Монокль»: объектив с одной (как правило) монокулярной линзой, образующей уникальной художественной ценности изображение. Наиболее совершенный современный вариант одного из древнейших и наиболее классических софт-моноклей - Dremagon 90/4. Крепление к современным камерам – через Т2-адаптер. Смягчение на 4 ступени встроенной и дополнительными вкладными перфорированными диафрагмами-рассеивателями.
«Lens Baby»: появившееся в 2000 году сочетание наклонно-сдвигового и монокулярного объектива с полностью ручным управлением. Диафрагма – вкладная круглая, а не ирисовая.
Смягчающие - Софт: специальные объективы с управляемым смягчением изображения, как правило - длиннофокусные.
Наиболее сложны системы Nikon и Minolta.
a) Nikon DC, Defocus Control - контроль расфокусировки, позволяет управлять размывом переднего/заднего плана вне зависимости от установленного значения диафрагмы.
Используется в божественном Nikon AF-Nikkor 105/2D DC и
в не самом худшем Nikon AF-Nikkor 135/2D DC. Дефокусировка управляется дополнительным шкальным кольцом фокусировки, не зависящим от системы автофокуса.
б) Minolta STF, Smooth Trans Focus использует аподизационный элемент (градуированный дифракционный центрофильтр), меняющий интенсивность дифракционной светимости точки. В нём пара независимых диафрагм и фокусируется такой объектив
Minolta AF 135/2.8 [T4.5] STF (MF)/Sony SAL135F28 вручную, а значение аподизационного размыва светящихся объектов на заднем плане меняется бесступенчато диафрагменным кольцом с индексом "Т" в диапазоне Т4,5-Т6,7.
в) Простая и эффективная система использовалась в Canon EF 135/2,8 Soft focus: сдвиг линзового компонента не зависит ни от фокусировки, ни от диафрагменного значения и равносилен применению трёх последовательно усиливающих степень размытия всего изображения софт-фильтров. При этом резкость - сохраняется.
г) В объективах Pentax SMC FA Soft 28/2.8 AL и Pentax SMC FA Soft85/2,8 максимальный уровень смягчения соответствовал максимально-открытой диафрагме. Объективы, задиафрагмированные до 8 не отличаются от других по резкости. Но в диапазоне 2,8-5,6 уровень смягчения всего поля изображения много выше, нежели у обычных объективов.
Макрообъективы (особые):
– медицинские, с вмонтированными кольцевыми вспышками;
- заменяющие мех: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro создан для замены отсутствующего в системе макромеха, работает в пределах диапазона масштабов 1:1-1:5, для другой съёмки не применим;
Объективы для съёмки в ультрафиолете:
Такой объектив, собственно, был один, выпускался малосерийно, но его оптическая схема воплощалась и в
Hasselblad UV-Sonnar C 105/4.3, и в Nikon Ai UV-Nikkor 105/4.5 Micro. Они позволяли фотографировать в УФ-диапазоне от 200 до 350nm, которй обычное стекло не пропускает и искажает. Возможно – разработка японской компании Topkon, специализировавшейся на подобных уникумах.


Цифровые объективы
- совместимости «плёночной» оптики с цифровой фотоаппаратурой на практике не оказалось. Об этом предупреждали маститые профи задолго, но им отвечали "Вы устарели и ничего не понимаете в новых технологиях". Выяснилось, что: не устарели: ныне большинство производителей строят специализированные объективы под цифру.

Особенно заметен недостаток резкости в широкоугольном диапазоне.

Объективы для цифровой техники должны рисовать абсолютно соответствующую плоскости матрицы плоскость изображения.
Плёнка имела толщину (пусть минимальную), в которую укладывалась допустимая кривизна поля изображения… У матрицы кривизны НЕТ.
При тестах на камере Epson RD-1s выяснилось, от чего старые, 20-50-х гг объективы на современных цифровых камерах показывают результаты одного уровня с современными, специально под цифру разработанными. А вот оптика 1975-2000гг на "цифре" создаёт изображение нерезкое.
Сегодня объектив рассчитывает "в плоскость" компьютер, а ТОГДА – руками считали, причём бескомпромиссно, на уровне "допустимого и возможного". Начало применения расчетных программ оптимизировало затраты, допуска и себестоимость разработки на уровне "необходимого и достаточного".

Сегодня только несколько серьёзных цифровых зеркалок обладают системой микроюстировки плоскости резкости установленного объектива: недавно их было 2, теперь - пять. На остальных использование «старых-добрых» и «чужих» объективов весьма проблематично. Кривая распределения точек резкости зум-объектива в пространстве плоскости изображения/матрицы оказывается трёхмерна и крива, ибо зависит от сочетания трёх величин:
расстояния до объекта-положения кольца фокусировки-положения кольца зуммирования.
Плюс малое влияние фактора глубины резкости. Фактически, для цифровой техники со сменной оптикой, необходимо ввести новое понятие "глубины зоны фокусировки"...

У цифровых объективов для цифрозеркалок с кроп-матрицей (меньшего, чем 24х36мм размера), в силу необходимости их адаптации к уменьшенному размеру кадра, уменьшен и рабочий отрезок.
Canon EF-s и Olympus Zuiko Digital Е на обычную AF-камеру не установить вовсе.
Nikon AF-s DX, Pentax DA и Minolta AF DT /Sony DT - Zeiss ZA можно «воткнуть» в обычные камеры с соответствующими байонетами, но смысл...: они адаптированы на полуторный кроп и виньетирование будет гигантским...

Многие производители быстро провели модернизацию оптической линейки, выпустив объективы с «римской двойкой»:
Canon EF 14/2.8 L II USM или выпустили адаптированные для работы «в плоскость» обновлённые варианты:
Nikon AF-S VR Nikkor 70-300/4.5-5.6G IF-ED. Кое-что попутно улучшили, кое-что – упростили, к сожалению. Использование таких, «полнокадровых», объективов на плёнке или на камерах с матрицей 24х36мм ничем не ограничивается.

Зум-объективы
ОПФ – объективы с переменным фокусным расстоянием делятся на четыре группы: широкоугольные, стандартные, телезумы и гиперзумы. Задача – облегчить фото-кофр и сделать работу фотографа более оперативной и комфортной: один варио-объектив может заменить до пяти обычных (при цене двух). Но за всё приходится чем-то платить.
Кроме того, выделяется профессиональная подгруппа. С неё и начнём: весьма частый вопрос - что лучше чего?
Как правило, профессиональный фикс-фокал лучше любительского фикс-фокала так же, как про-зум лучше любительского собрата.
Любительский зум уступает в качестве и любительскому, и профессиональному фикс-фокалам.
Профессиональный ОПФ часто не хуже, а иногда - лучше не только любительского, но и профессионального монофокусного объектива.
Косвенный показатель качества – диапазон зуммирования: чем он умереннее, тем выше качество оптической системы. Исключения только подтверждают правило.

Ширкоугольный зум-объектив
Охватывает больший или меньший диапазон в широкоугольной зоне, иногда заползая и на портретную часть. Новый рывок их развития произошёл при появлении «кропнутых» цифрозеркалок. Венец творения - Nikon AF-S N Nikkor 14-28/2.8G ED.

Стандартный зум-объектив
Диапазон зуммирования проходит через стандартные фокусные расстояния.
Часто используются как стандартные, комплектующие камеру при продаже. Кратность зуммирования – от 2 до 5 крат. Неизменяемая светосила 2 или 2,8 почти автоматически переводит стандартный зум в профессиональную группу.

Теле-зум
Наиболее качественные имеют постоянную светосилу (не ниже 4) и 3-5 кратный диапазон зуммирования. Встречаются и более «длинные» ОПФ, но их есть смысл вынести в группу гиперзумов. В теле-зумах необходима система стабилизации изображения, им более всех остальных требуются скоростные системы фокусировки и пыле-влагозащита для работы в сложных условиях.

Гиперзум
- это ОПФ с колоссальными диапазонами зуммирования, у некоторых видеокамер они достигли 35 крат! У цифровых камер с жёстко-встроенной оптикой – 18 крат. У сменной оптики – до14крат!
Чтобы гиперзум обеспечил качество изображения, его многочисленные оптические элементы и группы должны двигаться в сверх-точном и и сверх-прочном конструктиве. Светосила гиперзума невелика как правило и любое желание получить светосилу 4 (хотя бы!) приводит к колоссальному весу подобной оптической системы. Надёжный профессиональный, с защитой и стабилизацией, гиперзум весит почти 2 кг при немалых размерах: Canon EF 28-300/4.5-5.6 L is USM.

Попытки уменьшить габариты связаны с изготовлением линз из облегчённого оптического пластика и оптических смол, конструктива – из карбона и пластмассы и приводят к снижению светосилы и качества изображения… -Об надёжности говорить не приходится: подобные гиперзумы не могут служить долговременным вложением средств.
Зачастую на гиперзумах испытывают современнейшие решения – как в случае новейшего электромагнитного стабилизатора
в Tamron VC AF 28-300/3.5-6.3 XR Di. Массовость выпуска при невысокой себестоимости позволяют всестронне испытать новинку.

Тем не менее, среди них встречаются весьма надёжные качественные, относительно «долго-живущие» образцы,
например Nikon AF-S DX Nikkor 18-200/3.5-5,6G ED. Кроп-объектив
Tamron AF 18-250 /3.5-6.3 Di II LD Aspherical (IF) Macro при почти 14-кратном диапазоне (27-375) оказался достаточно хорош для того, чтобы лицензионно производиться под именами Pentax и Sony.

Автор- Бахтурин А.Э.



Контакты
On-line консультации
063-25-42-633, 066-7601555 (Skype Menikit)
487-486-633
Информация
Новости
29 Июня 2016

Новый адрес!

23 Ноября 2015

Рады сообщить о новом приходе товара.

29 Апреля 2014

Новинки Фотокины уже в наличии

Архив новостей >>
Новинки
Статьи